Печатная версия статьи была опубликована 3 октября 2009 года на странице А20 издания New York Times (New York). Перевод Александры Никольской.
1993 год, Калифорния, остров Санта-Круз. Кел Орен едет домой, в машине с ним - его жена, брат и трое детей, заснувших после долгой прогулки в лесу. Они въезжают в городок Бен-Ломонд и тут, вспоминает Кел, его брат показывает на церковь около дороги и говорит: «Я заходил туда внутрь. Там очень мило».
Кел останавливается напротив церкви. Детей оставляют спать в машине, а взрослые осторожно заходят в храм Святых Петра и Павла Антиохийской Православной Церкви. Кел Орен всю жизнь был кальвинистом и практически ничего не знал об Антиохийской и даже Православной Церквах. А городок Бен Ломонд всегда ассоциировался у него с хиппи и с полями, засеянными марихуаной.
Кел зашел в храм, когда там шла служба. Около двух десятков верующих стояли и пели псалмы и гимны. В темноте храма курился фимиам. На стенах были изображены апостолы и святые. Аскетизм и историчность словно переносили в другое время и в другую реальность, в отличие от евангелистских церквей, куда ходил Кел и которые были такими материальными и такими напористыми.
«Я никогда раньше не видел такого христианства, - говорит Кел Орен, 55-летний специалист по продажам в крупной компании. - Моя душа замерла. Казалось, сам Господь находится рядом со мной, казалось, что я в раю. А я не из тех, кого легко впечатлить».
Это неописуемое открытие того вечера, это пятнадцатиминутное путешествие в Византию расставили все по своим местам в духовной жизни Кела. Он и его семья продолжили посещать кальвинистскую церковь, которая находилась рядом с их домом в Балтиморе, но Кел Орен отказался стать старшим среди прихожан своей церкви. В 1995 году он впервые посетил службу в Антиохийской церкви Воздвиженья, которая находилась в нескольких километрах от Балтимора. К концу 1996 года он уже регулярно посещал этот храм, а в мае 1997 года Кел и вся его семья стали православными.
Принадлежность к той или иной Церкви - это по определению глубоко индивидуальный и уникальный путь познания и мироощущения. И, конечно же, Кела Орена Православие привлекло не только своими обрядами, которые «хранили традиции», но и своими теологическими принципами, включая Причащение крещеных детей, что не вызывает особого энтузиазма у представителей других Церквей.
Если же смотреть на этот случай шире, то переход из протестантизма в Православие, тем более в Антиохийскую Церковь, является знаменательным примером «религиозной миграции». За последние двадцать лет Антиохийская Православная Церковь, которая зародилась в Сирии и которую в Америке посещали в основном выходцы с Ближнего Востока и их дети, пополнилась сотнями бывших протестантов, чьи предки приехали в Америку из Западной Европы.
Но в 1987 году в эту Церковь пришло около двух тысяч христиан-евангелистов во главе с Питером Гилквистом и еще несколькими выпускниками Богословской семинарии Далласа. Недавно в Антиохийскую Церковь пришли еще люди, которые раньше были связаны с наиболее распространенными направлениями протестантизма, такими, как Англиканская Церковь и лютеранство.
По сведениям Бредли Нассифа, профессора теологии Университета North Park в Чикаго и ведущего специалиста по изучению религии, около 70 % священников Антиохийской Православной Церкви в США - новообращенные. Лет тридцать назад профессор Нассиф утверждал, что в Антиохийской Церкви было не более 10 % новообращенных.
Профессор Нассиф в 2007 году в статье, опубликованной в журнале «Христианство сегодня», даже предположил, что 21 век станет «Веком Православия», так как прозревшие протестанты все больше и больше будут тянуться к историческим корням, богословской строгости и социальному консерватизму восточного христианства.
Сбудутся или нет эти предсказания - еще неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что новообращенные в Антиохийскую Церковь пришли туда не потому, что так им легче или удобнее. Профессор Нассиф подсчитал, что сейчас Антиохийская Церковь в США насчитывает около 250 тысяч прихожан и 250 церквей. Каждое воскресенье верующие приходят на Божественные литургии, где нужно стоять два часа подряд. Почти полгода им положено отказываться от мяса, молочного, яиц и некоторых сортов рыбы.
И когда Кел Орен и его семья стали прихожанами храма Воздвиженья, то они почувствовали необычайную духовную близость и духовное родство в разных проявлениях. Настоятель храма - отец Грегори Масвес-Грин пришел в Православие из англиканства. Его жена, Фредерика Масвес-Грин написала книгу, в которой, пожалуй, наиболее полно было описано, что с ними произошло. Книга называется «Встреча с Востоком: путешествие в таины Православия» (опубликована в 2006 году).
Отвернувшись от того, что он сам называл «духовным и богословским хаосом и душевным смятением», в начале 1993 года отец Масвес-Грин в 62 года основал храм Воздвиженья. Прихожан сначала было всего девятнадцать, из них пятеро были из семьи священника. Когда же он официально отказался от англиканства, то не только лишился своего жалования, но и дома, где тогда жила вся его семья.
В недавнем интервью он вспоминал: «Много раз бывало и так, что я думал: настал тот день, когда мне придется писать в газету объявления с просьбой о помощи».
Однако уже через несколько лет в храме Воздвижения стало 120 прихожан, две трети их которых были новообращенными. Для храма было куплено здание за 265 тысяч долларов. Храм, в который шли те, кто искал свой духовный путь, расположился в здании, которое было построено Методистской Церковью, а потом служило пристанищем для пятидесятников из Корейской Евангелистской Церкви.
Солнце светит в храм через витражное стекло с изображением Иисуса, которое осталось еще от первых хозяев здания. Но все иконы были написаны за последние десять лет Каролиной Шуей, новообращенной православной. А на днях отец Масвес-Грин беседовал с потенциальным новообращенным, иммигрантом-католиком из Конго.
У такого неожиданного возрождения Антиохийской Церкви есть лишь один недостаток, по крайней мере, в храме Воздвижения. Когда несколько лет назад отца Масвес-Грина уговорили организовать благотворительный ужин, люди пришли на него, ожидая попробовать оригинальные ближневосточные блюда. Но на столе их ждали воспоминания священника о годах, проведенных в англиканской церкви, - сэндвичи и шоколадные пирожные.
В итоге праздничный благотворительный сбор средств очень сильно проиграл повседневным богослужениям и литургиям.